foto_pashkevich (foto_pashkevich) wrote,
foto_pashkevich

Алтай 2008 ч.3

14.09.2008-15.09.2008
Долина реки Текелю - в осенней стране водопадов. 42 фото.

Спустившись в долину Текелю вечером, мы попали как раз к двум большим водопадам. Эту долину постоянно преграждают скальные выходы, и падая с них, река образует множество водопадов, а иногда прорезает в них глубокие каньоны. Мы вышли к одному из больших водопадов, с падением метров 25. И недалеко от него среди огромных кедров на полянке поставили палатку.

Небольшой водопадик около спуска.

В прошлом (2007 году) я был в долине Текелю внизу, но до водопадов тогда не дошли, было мало времени, и ландшафт там оказался крайне сложно проходимым. Низ долины просто завален камнями, от полуметровых размеров до десяти метровых глыб. Ходить невозможно, нужно фактически как-то среди этих камней пробираться, при этом вверх-вниз расстояние преодолеваешь значительно больше чем вперёд.

В этот раз мы были выше основных водопадов, 60-ти метровый водопад находится в трёх километрах от Аккема, и в 4-5 км от нас. Ещё один большой водопад около самого Аккема, его даже частично с Аккемской тропы видно, обычно его всем и показывают. Остальные гораздо более труднодоступны.

Фото 2007 года. Долина с южного её борта. Видно большой водопад, который в 3 км от Аккема и огромный водопад с северного склона долины. Кстати этот водопад образует тот ручеёк около которого мы ночевали день назад.

Фото 2007 года. Долина Текелю от нижнего(первого) ручья.

А в этот раз уже была осень, только некоторые деревья были зелёными, кроме вечно зелёных кедров.

Около спуска.

Наша палатка среди кедров на берегу Текелю.

Водопад, тот самый к которому мы спусились. А как он шумел ! И какая прохладная свежесть была вокруг !

Водопад на Текелю

Около водопада вечером

Снял от палатки

А это панорама текелю, кликабельна.

На следующий день проснулись на рассвете и пошли гулять по долине. Целью были водопады.
Местами читается тропка, а местами пропадает. На пологих участках река разливается на много рукавов и петляет среди кустов.

Пробиваясь через этот скальный выход Текелю образует выше представленный водопад :)

А вот река уходит в большой каньон

Лес по склонам долины

Очередной скальный выход, Текелю прорезает его бурной струёй 2-3 метра шириной, местами глубина каньона - десятки метров.

Очередная чашка после водопада. Высота падения воды - метров 15-20.

А вот очередное выполаживание долины

А это обрыв Скынчак снизу, вчера мы ходили сверху по краю, на 800 метров выше

Осенние лиственницы - красота !
А там такой целый лес :)

Лес на склоне

Очередной небольшой водопадик.

Тропа вдоль реки неудобная, идёт вверх-вниз, обходя скалы, местами тропа теряется, приходится идти по лесу, вдоль реки местами не пройти.

Бурный поток

Погуляв часа три по водопадам, решаем вернуться назад. Местность становится совсем непроходимой. Всё завалено огромными глыбами, ходить по которым неприятно.
До нижних водопадов в результате мы не дошли около километра.

Деревья

Водопад около нашей стоянки

Зелёные кедры и жёлтые лиственницы

Кедр

Текелю

После завтрака собираемся в путь, погода начинает меняться и мы хотим успеть в долину Ярлу.
Вышли в результате не рано, шли не спеша, в ярлу не успели :)) Зато в верховьях Текелю было волшебно красиво.

Поднялись выше скального выхода, около которого жили, и пошли по тропке вверх. Вверх тропа лучше, чем к водопадам, хотя тоже местами теряется, петляя в обход скал. К водопадам тропинка больше не подходит, хотя они по реке есть, хоть и без окружающего их леса. Выше Текелю течёт вне зоны леса. Ходить их фотографировать уже было лень.

Панорама долины Текелю. Кликабельна.

Местами среди камней встречаются кусты чёрной смородины - какая же она ароматная ! Мы собирали её для чая, и ещё некоторые травы, какие знали. Местные мне там насоветовали алтайский чай - бадан по нашему (который у моей бабушки на клумбе рос), он там дикий в горах растёт. Мне лично не понравился - жуткая дрянь по моему :))

Здесь по склону идёт спусковая тропа.

А это долина вниз.

Очередная скальная полка на нашем пути.

Горы в верховьях Текелю уже затягивает тучами.

А это обрыв Скынчак

Панорама долины наверх, тропка постоянно петляет среди этих скал. Кликабельна.

Из живности встретили только вот таких паучков. На вид добрый, не кусался :)
А какие лишайники росли на камнях. Я реально жалел об отсутствии макрика...

В конце концов жопа всё же накрыла нас. Пощёл снег, даже метель, задул ветрюга, и мы последний час шли пробиваясь через очередное высокогорное болото, снег и ветер.
В результате поставили палатку, перейдя через Текелю на его левый (орографический) берег, найдя более-менее сухую площадку, относительно конечно, сухих мест там просто нет.

Еду готовили на горелке, в палатке. Ночью стихия ещё больше разбушевалась и я даже подумывал уже, не сорвёт ли тент с нашего штормового "хоббита" в котором мы жили. Порывы ветра прогибали каркас до моего спальника, было впечатление, как будто ветер наступает периодически на нас, своей огромной лапой.
К утру всё засыпало снегом, но об этом в следующей части ;)